Наиболее применимыми в туристкой практике являются договоры купли-продажи тура и возмездного оказания услуг. Обе формы договора, помимо требований, предусмотренных ГК РФ должны обязательно учитывать требования Закона РФ “Об основах туристской деятельности в РФ” и Закона РФ “О защите прав потребителей”. Судебная практика показывает, что наиболее часто туристы в исковых заявлениях ссылаются на положения Закона РФ “О защите прав потребителей”. При подготовке договоров с туристами необходимо обратить особое внимание на положения о предоставлении необходимой и достоверной информации о туре, форс-мажорных обстоятельствах, порядке бронирования и аннулирования туров. Так например, действующие нормативные акты предусматривают необходимость предоставления туристам следующей информации: о турагенте (продавце), включая фирменное наименование, его юридический адрес и банковские реквизиты, ссылку на его организационно-правовую форму, данные о режиме его работы, о номере лицензии на осуществление туристской деятельности, о сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию; о туроператоре, включая фирменное наименование, его юридический адрес и банковские реквизиты, ссылку на его организационно-правовую форму, данные о режиме его работы, о номере лицензии на осуществление туристской деятельности, о сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию; о правилах въезда в страну (место) Тура и пребывания там; об обычаях местного населения в стране Тура; о состоянии окружающей природной среды в стране Тура о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной в стране Тура; о дате и времени начала и окончания Тура, его продолжительность; о потребительских свойствах Тура, включая информацию об условиях проживания, о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта; о порядке встречи, проводов и сопровождения туристов; о розничной цене и условиях приобретения Тура, порядке его оплаты; о правах, обязанностях и ответственности Туроператора, Турагента, туристов; о способах получения содействия органов власти страны Тура в получении правовой и иных видов неотложной помощи; об условиях изменения и расторжения договора с туристом, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; о сроке информирования туриста о том, что путешествие может не состояться по причине недобора группы, а также о минимальном количестве туристов в группе; о порядке и сроках предъявления претензий туристом; об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми туристы могут встретиться при совершении Тура; о том, что соблюдение указаний туриста и иные обстоятельства, зависящие от туриста, могут снизить качество Тура; о вопросах профилактики карантинных и паразитарных заболеваний. Вся вышеуказанная информация должна быть предоставлена туристу в наглядной и доступной форме на русском языке (ст.8 Закона РФ “О защите прав потребителей”). Факт ознакомления с вышеуказанной информацией фиксируется подписью туриста на бланке туристской путевки, либо в договоре. При упоминании в договоре последствий наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) необходимо подробно описывать, что стороны понимают под такими обстоятельствами, порядок извещения сторон об их наступлении и последствия, связанные с их наступлением. В случае, если турист заключает договор не только в своих интересах, либо представляет интересы третьих лиц, то необходимо помнить о существовании ст. 183 ГК РФ “Заключение сделки неуполномоченным лицом" 1. При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. 2. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения” Участившиеся в последнее время случаи возникновения проблем у туристов при прохождении паспортного контроля и судебные разбирательства, связанные с этим, заставляют детально расписывать в договоре ответственность сторон за надлежащий характер выездных и въездных документов. Даже у специалистов разделились мнения по поводу того, кто отвечает за нарушение договора в случае не прохождения паспортного контроля при выезде из России и при въезде в страну пребывания и, обязано ли туристическое агентство проверять подлинность и правильность оформления загранпаспортов. Мы придерживаемся мнения о том, наличие действительного и надлежащего документа, удостоверяющего личность гражданина, является его гражданской обязанностью. Туристическое агентство не имеет ни технической, ни физической возможности проверять подлинность загранпаспортов и следовательно, не несет ответственности за нарушение туристом действующего законодательства о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. По другому дело обстоит с визами. Виза является составной частью туристской услуги и именно туристическое агентство отвечает за ее надлежащий характер. Это означает то, что в случае невыполнения обязательств Туристического агентства по причине ненадлежащего характера визы, последнее отвечает в полном объеме, в порядке предусмотренном законодательством РФ. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с п.4 ст. 425 ГК РФ “ Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.” Это означает, что не зависимо от срока окончания действия договора Туристическое агентство несет ответственность перед Туристом в течение срока исковой давности, установленном ГК РФ - Статья 196 “Общий срок исковой давности устанавливается в три года.”
|